http://community.livejournal.com/drugoe_kino/1572465.html
Внутренняя свастика
Название: Слон
Оригинальное название: Elephant
Год выпуска: 2003
Жанр: Драма
Выпущено: США
Режиссер: Гас Ван Сент
В ролях: Джон Робинсон, Элиас МакКоннелл, Эрик Деулен, Натан Тайсон, Кэрри Финклеа, Кристен Хикс
-А сейчас можно купить фашистский флаг?
-Конечно, если ты псих
Фильм, получивший золотую пальмовую ветвь и множество других наград, как и другие творения Гаса Ван Сента ставит перед нами глубокие вопросы не только темой самого произведения, но и стилем его рассказа режиссерским решением, точками съемки, нарушением мизансцен, нарушением привычного линейного повествования. Но возможно в этих особенностях режиссера и кроется возможность ответить на вопрос столь волнующий общество уже давным-давно Что ж творится с людьми? Отчего люди ни с того ни с сего придаются насилию? И Гас Ван Сент отказавшись от привычной кинематографической логики повествования раскрывает эту тему как ни один другой режиссер.
Собственно, е сли вы хотите понять картину любого достойного режиссера: первое и главное стоит отказаться от привычной обывательской логики, которой мыслит простой зритель. Важна логика та, которой решает картину режиссер его собственное видение смыслообразующих связей. Только через этот путь возможно правильно что-то понять.
Для начала о самом названии.
Тут тоже заложена очень своеобразная логика понимания реальности Гасом Ван Сентом. В центральном кратком эпизоде картины мы видим по телевизору фильм о Гитлере, где рассказывают про свастику, которую Фюрер позаимствовал для своих знамен позаимствовал из индуизма. При слове индуизм сразу возникает очевидная ассоциация слон священное животное этой религии. В это м и кроется легкий намек на то, что заложено режиссером в картину. Дело в том, что в самом фильме ни о каких бы то ни было слонах речи нет слона через индуизм касаются лишь в теме свастики. Священный символ свастики превратился в символ насилия и ужаса фашизма; но стоит помнить то, чего не упомянули в передаче: что свастика непосредственно связана со слоном. Если бы не было священного слона не было бы и свастики. Такая скрытая логика всегда является отличительным знаком настоящей режиссуры от простой ремесленной работы. В переводе с санскрита свастика означает благоденствие и является символом благополучия, добра и отвращения от беды. Также знак свастики во многих культурах связан с богами солнца и неба. Это символ возрождения жизни. А у буддистов свастика ассоциируется с Ганешей и главными божествами пантеона. Кроме того, свастика печать сердца Будды. Известная история его рождения связана напрямую со слоном.
Слон, как и свастика имеет непосредственную связь с богом Индрой он возит его на себе богом грозы и дождя.
Итак именно слон является первопричиной символа свастики, так как если бы не было слона не было бы и сидящего на нем верховного индуистского божества и всех производных от него. Слон ассоциируется с силой, но как и все в этом Мире он имеет свой разрушительный аспект, точно так же как и свастика закрученная против часовой стрелки символизирует уже не благо, а разрушительный аспект: слоны злопамятны хоть у них и толстая кожа, но слоны никогда не забывают обиды. Вспомним теперь сцену фильма, где небеса темнеют, и собирается гроза, пока юные убийцы спят перед своим деянием.
В этой картине режиссер показывает нам свастику, а первоисточник слона лишь упоминает. И сам фильм построен на том, что первопричина всегда сокрыта, а мы видим лишь последствия под каким углом ни смотри. Нам ведь не показывают почему школьники убивают они просто делают это.
Хотя по традиции слон несет на себе Мир, он может и разрушать его. Тоже самое касается и свастики, которую нацисты использовали в разрушительном ее аспекте. В этой картине режиссер словно говорит нам о том, что священный символ может обернуться и разрушительной стороной к человеку все зависит от использования например, фашизм.
Колоссальный смысл картины раскрывается через само построение всей истории режиссерское решение. Даже способ съемки пропущен сквозь его призму, обогащая фильм дополнительным смыслом. Например, на майке у крашеного блондинчика изображен бык стоит заметить, что это отсылка к корове тоже священному животному индуизма. Только бык это производное от коровы агрессивный аспект символа.
Вероятно, режиссер рассказывает о том, что мы действительно живем во времена Кали-Юги, когда священное трансформируется в свой негативный аспект.
В поддержание религиозной темы Гас Ван Сент долгое время акцентирует внимание на облаках и небе, которыми решены титры. Тут стоит отметить, что и это в кассу непроявленного слона существует притча о том, что когда-то слоны могли летать в небесах, но когда один из них раздавил жилище праведника при неудачном приземлении он был проклят и все слоны превратились в тяжеловесных существ. Это тоже трансформация священного символа. А небеса, показанные в фильме являются как и в притче первопричиной всего происходящего. Но мы не можем залезть в душу человека, чтобы выявить причину случающегося в фильме. Когда нам показывают сцену кружка сексуальной терпимости это намек на то, что невозможно выявить убийцу или причину убийства, так же как невозможно просчитать Гея. Логика тут бессильна. Трансформация из священного в разрушительное и как отражение этого поступки человека вот некая туманная цепь взаимосвязей. Точно так же и знак свастики был долгие века священен, но в XX веке вдруг стал символом насилия обесценивание сакрального и священного родило в пространстве слона убивающего своею тяжестью, тоже потерявшего свой сакральный смысл.
Прирожденные убийцы, так влегкую разделывающиеся со своими одноклассниками, делают это потому, что виртуальный мир игр-убивалок вторгается в саму реальность, как он на долгие минуты вторгается под аккомпонимент классической музыки в повествование фильма. Обесценивание человеческой жизни виртуально в игре обесценивает ее и в реальности потому после эпизода с игрой-стрелялкой парни сразу же и заказывают себе реальное оружие. Тот же процесс что и виртуальность с человеческой жизнью ее обесценивание проделал Гитлер со священным символом.
Даже построение картины, мизансцены, решения пространств все это свастика. Хождения по коридорам и столкновения героев есть ни что иное, как линии свастики, которых как известно восемь, как и глав-персонажей в самой картине их восемь. Когда одна из линий сталкивается под прямым углом с другою именно в этот момент повествование с одной группы героев переходит на другую, таким образом, отрисовывая на общем плане именно свастику. Перевернув священное один раз десакрализируя символы мы сами же увязаем в их оборотной стороне. Власть этой разрушительной стороны пронизывает все пространство, беспричинно, вечно и необъяснимо вторгаясь бедой.
Точка центр этой десакрал изированной смертельной свастики это комната детишек-убийц, где камера панорамирует по кругу несколько раз всю комнату как бы ввинчивая в этом эпизоде точку от которой все и расходится. Именно тут и звучит прекрасная музыка Бетховена, но во что она обращается потом? Юный исполнитель показывает fack музыкальной партитуре. Стоит отдельно отметить, что именно после этого в этом центре свастики ребята играют в компьютерную убивалку почему? Жизнь намного скучнее компьютерных игр, где реализуются врожденные потребности в борьбе и насилии. Виртуальная реальность приучает к убийству как развлечению. Мир, где доступно поиграть в убийство человека сам становится полем для этой игры. Впрочем, картина и начинается с общего плана поля для спортивных игр. Но разве спортивные игрища так же интересны, как игры в убийства? Если человек в уже довольно с ознательном возрасте легко играет в убиение людей, то он с радостью, испробовав эту десакрализацию человеческой жизни в виртуальной реальности, с неменьшим трудом воплотит ее в самой реальности, чтобы хотя бы приблизить ее к удовольствию фантазии. И точно так же, как интереснее смотреть на лихо закрученные сюжеты в кино, чем на длинные отстраненные планы со спины наблюдающие за хождениями по коридорам интереснее намного убивать в реальности, чем ходить в школу и жить.
Как утратил свою священность благодаря нацистам древний знак, так же утрачивает и человек осознание священности самой жизни и важности мгновения. Ведь почти все герои говорят о том, как им скучно и все осточертело. И только в момент, когда кто-то решает развлечься за счет чужой жизни тогда человек осознает священность каждого мгновения.
ЛОНОРЕЙТИНГ:
Образность: 4\5
Реализация сверхзадачи, идеи: 4\5
Художественный посыл
Социальный: +
Экуменистический: -
Гуманистический: +
Психоаналитический: -
Философский: +
Новаторский: -
Оригинальность: 2\5
Использование киновыразительных средств
Операторская работа: +
Монтаж: +
Работа художника: -
Музыка: +
Цветовое решение: -
Актерская игра: +
Обзор Екатерины Лоно
Комментариев нет:
Отправить комментарий